ДЖАЗОВА ІМПРОВІЗАЦІЯ ЯК ОБ'ЄКТ СУЧАСНОГО МУЗИКОЗНАВЧОГО ТА ВИКОНАВСЬКОГО ЗАЦІКАВЛЕНЬ
Ключові слова:
джаз, джазова імпровізація, імпровізатор, імпровізаційна техніка.Анотація
Розлядаються основні напрямки сучасних музикознавчих і виконавських тенденцій до наукового осмислення феномена джазової імпровізації. Систематизовано широкий спектр дослідницької проблематики, представленої окремими публікаціями, дисертаційними дослідженнями і монографіями, які складають окрему наукову сферу сучасного музикознавства.
Посилання
Амирханова С. Джаз как искусство артистического самовыражения : Автореф. дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова. Уфа, 2009. 26 с.
Барбан Е. Джазовая импровизация (к проблеме построения теории) // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера : Сб. статей. Москва: Советский композитор, 1987. С. 162–183.
Давыдов С. Джазовый пианизм Арта Тэйтума как претворение традиций романтической виртуозности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : Сб. статей. Тамбов: Грамота, 2013. № 10 (36): в 2-х ч. Ч. II. C. 57–63.
Кинус Ю. Импровизация и композиция в джазе: Автореф. дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02/ Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов-на- Дону, 2006. 30 с.
Лившиц Д. Феномен импровизации в джазе: Автореф. дисс. канд. искусствоведения: специальность 17.00.02 / Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Нижний Новгород, 2003. 30 с.
Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. Москва: Музыка, 1991. 88 с.
Новикова Е. Пространственно-временной модус бытия джазовой импровизации // Омский научный вестник. № 5 (101), 2011. С. 125-128.
Овчаров И. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий (на материале учебной работы в классах эстрадно-джазового искусства): Автореф. дисс. канд. педагогических наук: 13.00.08 / Белгородский государственный институт культуры и искусств. Белгород, 2011. 33 с.
Переверзев Л. Импровизация versus композиция. Вокально-инструментальные архетипы и культурный дуализм джаза // Музыкальная академия, 1998. № 1. С. 125-133.
Сапонов М. Искусство импровизации и импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения. Москва: Музыка, 1982. 77 с.
Трембовельский Е. Предустановленное и импровизационное // Музыкальная академия, 2008. № 1. С. 142-151.
Финкельстайн С. Джаз – народная музыка / [пер. в с англ. О. Баршая; ред. Я. Басина]. [Электронный ресурс]. – Режим доступу до джерела: http://jazzquad.ru/index.pl?act= PRODUCT&id=474#
Шулин В. Искусство импровизации в джазе последней трети ХХ столетия: К проблеме звукоидеала : Автореф. дисс. канд. искусствоведения: 17.00.09 / Российский институт истории искусств РАН, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Санкт-Петербург, 2007. 24 с.
Ядловська З. Імпровізація та її значення у формуванні виконавської майстерності інструменталіста // Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського. Музичне виконавство. Вип. 2. Київ, 1999. С. 73–79.
Ferand E. T. Die Improvisation in der Musik: Еine Entwicklungsgeschichtliche und Psychologische Untersuchung. Zurich: Rhein-verlag, 1938. 464 S.